Закрыть ... [X]

Дизартрия массаж упражнения

Воронина Лариса Павловна, учитель-логопед МДОУ №152 г. Мурманска,
Червякова Наталья Алексеевна, учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

  • Рекомендации.
  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
    Рис.2. Массаж в углублениях под языком.
  • Массаж по точкам.
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
  • Массаж мягкого нёба.
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи.

  • Инструкция для родителей детей-дизартриков:
  • Грызём, жуём, глотаем - морковку.
  • Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Литература.
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007.
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005.
4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003.
6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.

Желаем удачи!


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Глава III Дифференцированный логопедический массаж при Каталог раскраски для девочек

Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения Дизартрия массаж упражнения

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ